Наверное, мои текущие книжные интересы могут показаться несвязанными. Я читаю "Новую инквизицию" Роберта Уилсона, а следом хочу почитать Тимоти Лири с его экспериментами с ЛСД, из-за которых его посадили, и Алистера Кроули. С трудами последнего я, увы, совершенно незнакома - досадное упущение для того, кто декларирует свой интерес к эзотерике. На самом деле все эти вещи, в общем-то, связаны, поскольку меня интересует синтез научного подхода и магии. Теорема Белла о нелокальных корреляциях, экспериментально доказанная, технически вполне годится для обоснования некоторых магических воздействий. Не доказывает, но, как бы это сказать, открывает дорогу, снимая протиречие с научной парадигмой.
А для равновесия мне обязательно нужно что-нибудь фэнтезийное, поэтому параллельно я понемногу читаю Демченко "Ромашки для королевы". Книжка милая, но удивительно нудная. Поэтому я пытаюсь проанализировать и понять, чем именно достигается подобный эффект. Как мне кажется, у автора не получается вызывать у читателя сочувствие к персонажам. Все их мучения - дело прошлое, а с момента начала действия книги у них всё хорошо. Например, один крутой древний эльф, которого разнообразно пытали на протяжении пяти веков. Во-первых, читателю в принципе сложно представить такой временной интервал, даже безотносительно того, чем он заполнен. Легко представить сиюминутное - когда, скажем, героя повалили на землю и стали запинывать ногами. А на пятьсот лет воображения не хватает. Во-вторых, эльф как-то попривык к пыткам, к пытающим его сородичам относится даже с некоторым сочувствием и вообще вызывает ощущение психологически здорового существа, который попал в лёгкие временные неприятности, но обязательно из них выпутается. Что, разумеется, и происходит сразу после того, как автор совершил обзорный экскурс в печальное прошлое персонажа. Да, у него там ещё неприятности были - почти все погибли, включая любимую королеву... но по тексту книги на нём это не сказывается. И так у всех персонажей: всем хорошо, все довольны, спасают деревни от нечисти, расправляются с противниками, если кто и ранен, то тут же утешат и вылечат. На контрасте вспоминается "Рунный след", про подростков, попавших в средневековье. Там в любой сцене избиения такое ощущение страха и беспомощности нагнеталось, что никаким пятисотлетним пыткам не сравниться. И отсюда возникала сильная тревога за персонажей - что ещё с ними сделают, удастся ли им наконец выбраться? А в этих "Ромашках" именно что одни ромашки. Даже у Панкеевой в её юмористической, в общем-то, эпопее, встречались моменты, когда персонажам было реально плохо и их было жаль. Почему же я не читаю что-нибудь другое? Потому что что-нибудь другое ещё надо найти, а искать пока неохота.