Продираюсь через книгу Томаса Метцингера "Туннель эго". Терминология там такая, что мозг в трубочку сворачивается, что и неудивительно: в нашей лексике, ориентированной на описание "внешнего" мира и физических явлений, слишком мало слов для описания внутренних феноменов. Моё скромное личное мнение заключается в том, что попытка познать сознание сознанием обречена на провал, но сами попытки способствуют развитию сознания, так что меня неизменно радует то, как продвигаются исследования в этой области. Центральный объект исследования Метцингера - осознавание себя, во всей сложности и многообразии этого явления.
Хорошо эзотерикам - сказали "дух" или "осознание" и все всё поняли (или подумали, что поняли). Учёные же вынуждены изобретать дичайшую терминологию, чтобы описать неописуемое: сознательные индивидуальные организмы, само-осознанный ум, феноменальная себя-модель . Читать Уилсона было на порядок легче, он довольно внятным языком объясняет подобные вещи. Проще и понятнее.
Забавно, что в одном месте Метцингер говорит, что ничего кроме данных наших органов чувств у нас нет, а чуть позже - что внешний мир, конечно же, существует. Вот она, сила стереотипа.
А далее будет некоторое количество цитат с моими пояснениями и размышлениями.
осторожно, многобуквВ начале книги приводится описание известных экспериментов с резиновой рукой, когда у испытуемого создавалась иллюзия, будто резиновая рука и есть его настоящая. Через какое-то время он начинал чувствовать прикосновения к ней, как если бы она и была настоящей. При этом в руке может возникать специфическое ощущение покалывания, которое, вероятно, известно всем тем, кто занимался отделением эфирного или астрального тела от физического.
"двигаясь сквозь этот мир, мы постоянно применяем бессознательные фильтрующие механизмы"
Мы не видим мир таким, какой он есть, мы видим только результат работы наших фильтров.
"Процесс конструирования по большей части невидимый; в конце мы видим только то, что наш туннель в действительности позволяет нам видеть, причём большинство из нас совершенно неосведомлены об этом факте."
"Из теории нейронных сетей мы знаем, что различие между структурой и содержимым, то есть между носителем состояния ума и значением этого состояния, не имеет чётких границ, на которые так часто рассчитывают. Значение изменяет структуру, хотя и медленно".
Что это означает? Мы есть то, что мы едим - это утверждение верно не только на физическом уровне, но и на всех прочих. Наши фильтры формируются нашим восприятием. Вроде бы это называется системой с положительной обратной связью? Чем больше мы обращаем внимание на что-то, тем чаще оно нам попадается. И наоборот. Если вы думаете, что это не так, подумайте, часто ли вы видите тени от предметов?
Любопытно, что в этой работе автор употребляет термин "многомерность" в значении похожем на используемое в магии. Мне нравится находить подобные параллели в научных и эзотерических текстах. В следующей цитате речь идёт о тенях из платновского эксперимента, в котором люди зафиксированы таким образом, что единственное, что они видят, - это тени на стене перед ними.
"Феноменологически, тени - это низкомерные проекции в центральной нервной системе биологического организма."
"Стена - не двумерная поверхность, но многомерное пространство феноменальных состояний".
О ранних теориях сознания:
"многие из классических теорий утверждали, что становление сознательным имеет отношение к установке идеального наблюдателя в собственном уме, внутреннего свидетеля, который осуществляет нравственное руководство, рано как и скрытое, всецело личное знание о содержимом собственных ментальных состояний. Сознание связывало наши мысли с нашими действиями, предъявляя их на нравственный суд идеального наблюдателя"
Если привлечь сюда трансактный анализ, то сознание ассоциировалось с фигурой родителя. Не знаю, какой вывод из этого можно сделать, но факт любопытен.
Одним из важных свойств сознания автор называет его способность связывать вещи в комплексное одновременное целое. Мы переживаем мир как нечто единое, а не как разрозненный набор фрагментов. Существует ряд психических нарушений, при котором подобная целостность теряется, и человек не способен распознавать образы, увязывать показания органов чувств в объекты. Когда-то я уже писала, что восприятие мира через объектную модель - это не более чем особенность нашего восприятия. Факт существования подобных нарушений это подтверждает.
Нейробиологи выяснили, что целостность восприятия мира напрямую связана с синхронностью активности нейронов. Исследования мозговой активности медитирующих тибетских монахов показали, что "медитирующие произвольно индуцировали и поддерживали высокоамплитудные осцилляции гамма-диапазона наряду со всеобщей фазовой синхронией". Измеренная амплитуда осцилляций коррелировала с субъективной оценкой глубины их медитации. В связи с этим у одного из немецких учёных возникла интересная гипотеза: "Может ли медитация быть процессом, причём, единственным в своём роде, через который человеческие существа могут иногда превратить глобальный фон в гештальт?"
Пока всё, продолжу позже Надеюсь, никто пока не умер от вывиха мозга.