У свободы есть измерения, как у пространства. Допустим, вам говорят, что вам нужна новая обувь. Вы можете пойти в магазин подальше, где больше вариантов, или в магазин поближе, где вариантов меньше. Это одна степень свободы. Далее вы можете решить - а почему именно идти? А закажу-ка я обувь в интернете! Это следующая степень свободы, когда вы выбираете методику действия. Далее вы можете подумать - а нужна ли мне обувь? Может, обувь-то как раз и не особо нужна, а хочется зимнюю куртку. Это свобода выбора действия. Казалось бы, на этом степени свободы и заканчиваются, но можно пойти ещё дальше и пересмотреть мета-стратегию: как принимается решение о покупке. Почему мне нужна зимняя куртка, почему я принимаю решение её приобрести именно сейчас, почему эта покупка оказывается приоритетной?
Этот пример можно обощить до всех принимаемых в жизни решений. Обычно мы останавливаемся на этапе свободы принятия решения на основе наших потребностей, а сам алгоритм выбора от нашего внимания ускользает. Далее, мы редко выбираем способ удовлетворения потребности. Может, я хочу зимнюю куртку оттого, что я много мёрзну дома, и вместо желанной куртки лучше бы купить тёплый плед? (А сколько людей "заедают" стресс, не понимая этого? И я, кстати, тоже :facepalm2 И мы не выбираем потребности. Могу ли я повлиять на потребность организма в тепле? Эта степень свободы нам практически недоступна.
В области эмоций наша свобода в лучшем случае ограничивается свободой выбора реакции. Если я испытываю злость, то что мне делать? Подавить её, ударить кулаком по столу, выбить кому-нибудь зубы, осознать эмоцию и подождать, пока она уйдёт сама? Многие люди и об этом не задумываются, каждый раз реагируя одним и тем же привычным способом. Мало кто может выбирать реакцию, по желанию в ответ на ситуацию испытывать злость, радость или безразличие.
На уровне сознания мета-программирование происходит проще, чем и занимаются клиенты психотерапевтов. Например, ищут привычку обвинять себя во всём происходящем, перестраивают систему оценок и пересматривают область своей ответственности. Хотя и это не последняя степень свободы. Каков алгоритм выбора замены одного поведения на другое? Как мы выбираем, над чем работать, а что оставить как есть? С одной стороны, понятно как - к психотерапевту мы приходим с тем, что нам больше всего мешает. Но всегда ли это является именно тем, что стоит менять?
И мы почти никогда даже не задумываемся о том, что можно выбирать свою личность, поскольку львиная доля нашей самоидентификации находится там, и потому личность воспринимается как незыблемая данность. В лучшем случае мы её допиливаем напильником до более-менее рабочего состояния. Можно ли на самом деле заменить свою личность? Я не знаю, но логика подсказывает, что к этому нет теоретических препятствий. Чтобы иметь возможность выбирать свою личность, нужно подняться на ступеньку выше и растождествиться с нею полностью. Но это действие лежит существенно выше нашего привычного уровня бытия.