Я уже писала про "Психосинтез" Роберто Ассаджиоли, но это были какие-то субъективные заметки. Главное, что я хочу сказать об этой книге - must read для всех, интересующихся самопознанием и трансформацией личности. Там даётся прекрасная ёмкая модель личности и практики по последовательному достижению состояния целостности. Необязательно выполнять именно эти практики, но ознакомиться с текстом, я считаю, нужно в обязательном порядке.
О теории и практике психосинтезаЕсли вкратце, то теория психосинтеза делит неосознаваемое пространство личности на области нижнего, среднего и верхнего бессознательного. Уровень нижнего бессознательного - это "животные" инстинкты, "тёмные" стороны личности. В средней части находятся наши субличности. В самом центре - точка осознания, единый центр воли, из которого (и только из которого) может осуществляться согласованное управление всеми субличностями. В верхней части - надличностное, высшее я, наша связь с миром, с высшими силами. За пределами личности находится коллективное бессознательное, которое тоже разделяется на те же уровни. Всё это здорово напоминает разбивку аспектов личности по чакрам, где, например, инстинкты выживания соответствуют муладхаре, физические удовольствия - свадхистане, агрессия - манипуре, любовь - анахате, мышление - вишудхе, интуиция и озарения - аджне, связь с миром - сахасраре. В психологии в бессознательное иногда сваливают в одну кучу функции нижних и верхних чакр, хотя вот вроде Юнг разделял. Из-за чего, в частности, и разошёлся с Фрейдом, который не верил в надличностное я. Я забыла, как оно называлось у Юнга.
Своей главной задачей психосинтетики, как в терапии, так и вне её, считают синтез личности, объединение всех её частей, эволюцию в нечто большее, чем мы являемся. У этого процесса нет финальной стадии, нет конечной точки. Есть процесс - развитие, усложнение, расширение.
Одна идея, которая мне раньше не встречалась и которая понравилась: любой наш "низменный" аспект - это проекция чего-то высшего. Например, агрессия - это проявление стремления к реализации, к воплощению. В своём высшем аспекте оно прекрасно, в низшем - неприятно и часто осуждается. Одна из практик психосинтеза заключается в том, чтобы "вытянуть" свои "низшие" аспекты наверх, разглядев в них источник из высшего я. И тогда оказывается, что то, что человек осуждал в себе и не любил, может из гадкого утёнка превратиться в прекрасного лебедя. Как и в сказке о гадком утёнке, его не нужно в себе убивать, достаточно позволить ему вырасти.