Размышляла о том, как возникает сочувствие к персонажам, столкнувшимися с неприятностями, и заметила любопытную особенность в своём к ним отношении. Появление неприятностей можно условно разделить на две категории. Они могут появляться сами по себе, как в сказке про золушку. Жила-была девушка, умница и красавица, но потом в её жизни появилась мачеха и сводные сёстры, и это никак от неё самой не зависело - она их не приглашала, вообще ничего не делала для того, чтобы они появились, так что получается, что это наказание ни за что или испытание. И бывают персонажи, которые создают себе проблемы сами - тем, что лезут куда не просят, ломают какие-то рамки. Как в мультфильме про Моану. Спрашивается, что ей не сиделось на острове в окружении любящих родителей и своего народа? Райский остров, идиллия. Но нет, душа стремится в океан, и неприятности начинаются как только Моана высовывает нос за пределы острова. И вот из этих двух типов лично у меня персонажи, огребающие за свою самодеятельность, вызывают намного больше симпатии, чем те, на чью голову проблемы сваливаются просто так.
Попробую проанализировать нескольких персонажей с этой точки зрения.
читать дальше- Фродо. Поначалу кольцо пришло к нему само, но в Мордор он вызвался идти самостоятельно. Случай промежуточный - он этого не хотел, но увидел, что лучшей альтернативы нет. И я бы не сказала, что у меня к нему глубокая симпатия. Сочувствие - да, и очень большое, потому что сущность была принесена в жертву. Он мог бы прожить образцовую хоббитовскую жизнь, и это было бы для него естественно. Но судьба сложилась иначе.
- Моана. Как было сказано выше, на острове ей не сиделось. Конечно, она говорила "океан выбрал меня", но океан бы её не выбрал, если бы она сама не стремилась к нему всей душой. Так что этот мультфильм мне понравился.
- "Космические мозгоеды" Громыко. Эти ребята вообще навлекают на себя неприятности в галактических масштабах. Море симпатии, океан За то, возможны спойлерычто Станислав заложил квартиру и корабль на починку малознакомого ещё киборга, за то, что команда сунулась помогать пострадавшим от работорговцев шахтёрам и сама в итоге в плен угодила, за то, что без колебаний помчались выручать Ланса, хотя все понимали, какими неприятностями им это грозит (реальность превзошла их ожидания, с слову сказать). И ещё много, много подобных примеров.
- Эльза. Изначальная беда была, в общем-то, целиком делом её рук. Она просто играла - не обижалась, не стремилась причинить кому-то зло, не совершала ошибки. Просто играла, просто была собой. Очень симпатичный мне персонаж.
- Айра из "Мигранта" Дяченко. Айра - офигенный персонаж. Потому что он делает то, что считает нужным, не оглядываясь на какие-то там несколько миллионов человек, которые с ним не согласны. При этом не перекладывает ответственность на кого бы то ни было. Он готов рискнуть самым, наверное, ценным с точки зрения эго - самоуважением, готов пойти на риск чудовищной ошибки во имя того, чтобы спасти свой мир. И, по большому счёту во имя того, чтобы раскрыть свои способности до предела. Потому что то, что он сделал, было по силам только ему. А вот землянин Андрей первую часть книги вообще вызывал у меня недоумение, потому что ходил хвостиком за Айрой и возмущался - да как ты можешь, да что ты делаешь. Потом немного реабилитировался в процессе прохождения испытаний, но в целом так и остался каким-то нытиком-интеллигентом в плохом смысле этого слова. Симпатия к нему начинала проявляться тогда, когда он вопреки обстоятельствам поступал так, как считал правильным. Например, когда без вопросов поделился с Айрой энергией, чтобы спасти подростка, и потом на суде его оправдывал. Но отношение к сыну - это жесть: пол-книги страдал о том, как ему хочется вернуться к сыну, при том, что даже не знал, в какой стране тот живёт. Как-то не интересовался, пока был на Земле и пока у него была возможность с ним видеться.
Майлз Форкосиган. Этому персонажу мало тех неприятностей, которые положены ему по праву рождения, вроде отравления ядовитым газом в материнской утробе и последующего всеобщего отношения к нему как к мутанту и папенькиному сыночку. Он обеспечивает себе массу разнообразных приключений, с лёгкостью переплюнув "подарки судьбы". "Куда сплавить Майлза" - это одна из главных проблем начальника имперской безопасности, поскольку Майлз, что бы ни произошло, всегда берёт дело в свои руки, совершенно неважно при этом, назначили ли его командиром или нет. Это зачастую дорого ему обходится, но это его не останавливает. Вот этим он и симпатичен. И поскольку лично заработанных проблем у него больше, чем не зависящих от него, то симпатии больше, чем сочувствия. Один из самых запомнившихся мне примеров - это когда Майлзу все вокруг говорят - окстись, твой клон пытается тебя убить! На кой леший ты его спасаешь? И какой вывод делает Майлз? Что он, наверное, неправ? - Нет. Он делает вывод, что это они все ошибаются.Также важное замечание: дело не в том, чтобы по дурости вляпываться в какую-то хрень. Дело в стремлении быть собой, поступать по велению души. Потому что если персонаж огребает по глупости, это совсем не то.
Если подытожить, то сочувствие вызывают те персонажи, чьи неприятности лежат вне зоны их ответственности, а симпатию - те, которые создают себе неприятности осознанно и с полной ответственностью.
А кому сочувствуете и симпатизируете вы? Предлагаю поделиться в комментах