Прочитала пока половину книжки. Главное впечатление - это "там, у них", а у нас по-другому. С другим национальным колоритом, так сказать. И я бы с интересом почитала подобную книгу о российских реалиях.
И да, у меня хорошие родители, я считала и продолжаю так считать. Не идеальные, нет. С недостатками и проблемами. Но в детстве мне никогда не приходило в голову, что меня могут разлюбить за оценки или за плохие поступки, что в доме мне могут быть не рады, что меня могут принудительно заставить делать что-то, что мне не нравится. Я чувствовала, что у меня-ребёнка есть права, которые взрослые никогда не нарушат. Что дом - это то место, куда я могу вернуться, что бы ни случилось.
подробнее о моей семьеУгу, у меня был папа-алкоголик. И дед-алкоголик. Но это было совсем, совсем не так, как та дичь, которая описывается в "Токсичных родителях". Сейчас даже вспоминать смешно - то дедушка с бабушкой приходили к нам в квартиру, чтобы помочь уложить папу спать, то мама с папой ходили к дедушке с аналогичной целью. Но чтобы они кого-то били? Разве что мама однажды в истерике хотела задушить папу подушкой. Я подумала и решила, что не буду вмешиваться - я тогда ещё не очень понимала вопросы уголовной ответственности, да и не воспринимала это всерьёз. У меня не было опыта подобного страха, и я была уверена, что взрослые сами как-нибудь разберутся и ничего не случится. Вмешалась бабушка и утихомирила маму. Этот эпизод не отложился в моей памяти как травматический. Что же касается алкоголизма - какое общество анонимных алкоголиков, какая психотерапия? Не смешите мои тапочки, это суровое советское семейство
Дедушка так до смерти и выпивал, а папу раза со второго или третьего удалось закодировать. Его согласия по этому поводу особо не спрашивали, у нас был матриархат, и я до какого-то момента была уверена, что мужчина в доме - это такое глупое существо, за которым постоянно надо приглядывать, абы чего не натворил по недомыслию. Проблему алкоголизма никто не замалчивал, не устраивал семейной тайны, просто никто толком не знал, что с этим делать, и ограничивались бесполезными воспитательными беседами. Какая тайна, если мой папа пил с папой моей одноклассницы, и она их обоих выгоняла из дома? Я не стыдилась. Это была распространённая в то время проблема, просто каким-то семьям повезло больше, каким-то меньше. Весь двор знал, кто пьёт и с кем, и повальное пьянство воспринималось как неотъемлемая часть жизни, хотя и неприятная. В основном я нервничала из-за мамы, потому что она страшно переживала из-за папы - каждый день боялась, что он вернётся пьяный. Что он делал плохого, помимо того, что тратил деньги? Он становился невероятно нуден и раздражал маму ещё больше, чем обычно. Максимум, мог в припадке злости ударить кулаком телевизор. Кажется, было такое один раз, и с тех пор мама и бабушка панически боялись, что он что-нибудь поломает. После того, как он закодировался, ничего в их с мамой отношениях не изменилось, он по-прежнему её раздражает. Меня, кстати, тоже.
Вот тут действительно есть некоторая проблема, потому что в семье у нас по факту детей было двое - папа и я. Причём я повзрослела, а папа - нет. Уступаю ему место на переднем сиденье машины, чтобы не обиделся. В магазине с мамой ходим - маме ничего не надо, мне ничего не надо, а папе - конфеток
Приятно порадовать человека, который умеет радоваться мелочам. У нас с мамой это как-то хуже получается. Так что на месте фигуры отца у меня было нечто, гм, аморфное и безобидное. Мне сложно представить, что это такое - сильный отец, на которого можно положиться. У нас эта роль отводится маме. В последнее время я стараюсь её поддерживать, но не то чтобы у меня это хорошо получается. Я бы хотела, чтобы получалось лучше, потому что я чувствую, что она очень устала, хронически, и мне её жаль. Она привыкла свою ответственность никому не делегировать. Подозреваю, что я неосознанно копирую её схему поведения, и этим объясняется часть моих проблем. Раньше я была всецело на её стороне (потому что матриархат), а теперь мне и папу жаль - с ним тоже не всегда справедливо обращались. Но всё-таки смущает то, что все описанные в книги ситуации относятся к раннему детству, когда ребёнок лет пяти-восьми уже вынужден был играть несвойственную ему роль, брать лишнюю ответственность, слышать от родителей какие-то ужасные вещи. Мне говорили, что я очень умная, и ещё бабушка любила добавлять, что я добрая. И что они все меня очень любят - и я это чувствовала. И не заставляли кого-либо морально поддерживать - роль стабилизатора семьи отводилась бабушке, которая честно её играла много лет. Короче, ситуация в семье была "нормальной" для того времени, не нормальной с точки зрения современных представлений о здоровой семье, но как-то она балансировалась так, что я оставалась в стороне от проблем. Можно ли это считать замалчиванием? Думаю, можно, но правда всё равно как-то вылезала наружу, бабушка любила поговорить. При всех внутренних разногласиях, если у кого-то из членов семьи появлялась внешняя проблема, то в семье было принято вставать на сторону своих, а не "это твои проблемы, сам и разгребай". Принято было мириться и помогать друг другу. Потом попрекать этой помощью, ссориться и опять мириться 
Ещё в семье был гиперконтроль. Честно говоря, он меня никогда не напрягал. Что ужасного в том, чтобы отзвониться бабушке и сказать, куда я пойду и во сколько вернусь, если она не ругается и не навязывает свою волю? Да, у нас была очень забавная система: координационным центром была бабушка - она помнила, у кого когда ДР, кто куда пошёл, так что доходило до смешного - я спрашивала у бабушки, куда пошла мама, или наоборот, и у неё всегда был ответ. Было ли это токсичным? Не знаю, мне не мешало, наоборот, удобно иметь такой информационный сервер.
Короче, вопрос происхождения моего невроза по-прежнему не вполне неясен. Не хватает, как бы это выразиться, степени токсичности 
Про книгу ещё позже напишу, когда дочитаю.
URL записи
Многие люди правда верят в то, что в "здоровом теле, здоровый дух", а те кто не верят, часто перефразируют это в "если в моей жизни не было полного п**деца, то и травм у меня быть не должно".
Но существование чужих супер трагичных ситуаций, никак не делает нездоровые ситуации в собственной жизни более невинными и достойными игнорирования.
Разве меня заставляли испытывать чувство вины, обвиняли в чём-то? Я таких ситуаций не помню. И тем не менее, во взрослом состоянии чувство вины прогрессировало. Что любопытно, в отношении родителей оно проявляется меньше, чем в отношении других людей. Вот этого я не понимаю.
Потому что это избавляет меня от чувства вины за то, что я такая неправильная. Я не знаю, откуда оно взялось, это чувство вины. Ещё это шаг к контролю ситуации: если я понимаю, почему так происходит, то могу контролировать. Невозможно управлять тем, чего ты не знаешь.
Также мне важно понимать себя, понимать причины и мотивы своих поступков и реакций.
Ну и, помимо этого, мне нравится простраивать причинно-следственные связи
Иногда возможно. Или даже часто когда возможно.
Время опять вспомнить про человека, использующего машину, но никогда не заглядывающего под капот)
Звучит логично. Вот только если больше никто ее починить не может, и она слишком сложна что бы в ней разобраться. И если другие вещи так будут ломаться одна за другой...
Нет. Если починилось случайно - ну хорошо, но лучше попробовать разобраться, если есть время и возможность, даже если уже работает.
Что касается ситуации с родителями - ты предлагаешь забить и не искать причину? Это не приоритетная задача, посты я сейчас пишу потому, что читаю книгу и она порождает размышления. Но тем не менее, я бы хотела когда-нибудь прояснить для себя этот вопрос.