The woods are lovely, dark and deep
Не помню, писала ли я уже о stackexchange (частью которого является stackoverflow - второй после гугла ресурс современного программиста). Помимо вопросов по программированию, там есть множество разделов, посвящённых другим областям человеческого знания. Я даже подписалась на несколько еженедельных рассылок - по астрономии, английскому и французскому. И каким-то ещё, уже сама забыла, каким
После чтения этих дискуссий возникает жгучее желание немедленно начать изучать астрономию, физику, химию, биологию и социологию в объёме университетского курса. Сегодня наткнулась на ещё один раздел, ускользнувший ранее от моего внимания, - worldbuilder, где задают вопросы творцы миров. Вопросы попадаются интересные, и опять-таки возникает желание прочитать с десяток учебников. И уже в который раз я думаю, что было бы здорово почитать книгу, в которой устройство человеческих цивилизаций рассматривалось бы в аспекте единства природных условий, технологий, экономики, медицины, политического устройства, культуры и психологии, где бы именно взаимосвязи между этими вещами освещались бы подробно, а не просто перечислялись как отдельные признаки той или иной цивилизации.
Помню, когда я читала школьные учебники, разделы практического применения в учебниках физики и химии мне казались скучными и я их пропускала. Меня интересовали аспекты науки в чистом виде. Сейчас же, напротив, мне всё более интересны взаимосвязи. На worldbuilder сегодня попалась дискуссия, в которой автор вполне аргументированно доказывал, что не случись в своё время в Европе эпидемии чумы, и Ренессанса могло бы не случиться, и Европа ещё на какое-то время застряла бы в стабильном средневековье. А так получилось, что беда, унёсшая огромное количество человеческих жизней, дала толчок к развитию науки. Так это или не так, проверить невозможно, но аргументы приводились вполне стройные.
читать дальше

Помню, когда я читала школьные учебники, разделы практического применения в учебниках физики и химии мне казались скучными и я их пропускала. Меня интересовали аспекты науки в чистом виде. Сейчас же, напротив, мне всё более интересны взаимосвязи. На worldbuilder сегодня попалась дискуссия, в которой автор вполне аргументированно доказывал, что не случись в своё время в Европе эпидемии чумы, и Ренессанса могло бы не случиться, и Европа ещё на какое-то время застряла бы в стабильном средневековье. А так получилось, что беда, унёсшая огромное количество человеческих жизней, дала толчок к развитию науки. Так это или не так, проверить невозможно, но аргументы приводились вполне стройные.
читать дальше
я вот на днях прочитал Нанотех, и там мне как раз понравилась идея связи социального строя, экономики и технологий. Хотя показана она довольно бедно.
А ты прям хочешь какое-то фентези, в технологичном мире, близком к современному...
Как, например, отразится на психологии отсутствие годичного цикла? Если заменить годичный цикл хаотически непредсказуемой сменой сезонов, достаточно длинных, чтобы успел созреть урожай на полях. Идея цикличности времени никогда не родится в философии. А что будет вместо неё?
Так цикличность не только ведь в годичном цикле, она повсюду. Если даже жить под землей, то будет цикличность сна, кровообращения, принятия пищи, размножения, еще кучи вещей, которые люди будут повторять вновь и вновь, ведь не могут же они каждую минуту изобретать что-то новое
Хочется тоже знать больше по этой теме. И про важность единичной личности тоже очень интересно - откуда это пошло и что раньше так было нельзя.
Угу, мне это позже тоже в голову пришло. Смена дня и ночи как минимум останется. Но мне кажется, что отсутствие крупномасштабного цикла на психологию всё же повлияет. Когда мы думаем о прошлом и будущем, мы его обычно представляем во временных отрезках фиксированной длины (в годах то есть
А ты прям хочешь какое-то фентези, в технологичном мире, близком к современному...
Необязательно в технологичном мире и совсем не фэнтези
И про важность единичной личности тоже очень интересно - откуда это пошло и что раньше так было нельзя.
Откуда пошло, я не знаю, но гуманистическая философия появилась в Европе вроде бы всего пару веков назад или около того. Почему идея ценности личности невозможна в маленькой общине, речь о которых идёт в King of Dragon Pass? Потому что общину окружает множество могущественных сил, которые способны легко её уничтожить. Потому что выживание общины зависит от её сплочённости. Необходимо, чтобы крестьяне вовремя собирали урожай, а воины по команде шли в бой, вне зависимости от того, какие у них там в это время личные проблемы. Поскольку один несобранный урожай или одна проигранная битва могут ослабить или даже погубить клан. Время от времени приходится жертвовать желаниями отдельных представителей общины для достижения компромисса с соседями или для безопасности общины. Простой пример из игры: воин, которого считали мёртвым, возвращается домой. Может быть, это он, а может быть, его подменили духи (в игре есть магия, так что возможность такая есть). Безопаснее - отказать воину, изгнать его из общины, не рисковать всеми ради одного (а то и вовсе убить на всякий случай). С точки зрения современной морали - жуть как негуманно и несправедливо по отношению к бедняге, который сумел добраться до дома. С точки зрения того мира - логичное решение, хотя и печальное.
Да. Психика штука гибкая, и отражает окружение не хуже хамелеона.
И это правда интересно.
В древних цивилизациях эти связи тоже существовали. Мне бы хотелось нечто вроде учебника, в котором на примере нескольких древних и современных цивилизаций подробно рассматривалась бы связь между экономикой, технологиями и психологией.
А. Учебника. Так, на мой взгляд, учебники по психологии даже одну "точку" - сегодняшний день - не могут отобразить достаточно точно. Что уже говорить про взаимосвязи.
Потому в науке подобное найти нереально, только в фантастике)