В очередной раз заглянула на ЛитРес посмотреть на новинки в топе. Время от времени мне любопытно бывает узнать, как поживает любимый жанр. Попался мне товарищ по имени Александр Сапегин с серией "Я - дракон". Я скачала фрагмент, прочитала несколько страниц и вдохновилась порассуждать о том, как НЕ надо писать завязки. Фрагмент я бросила читать на тринадцатой странице. Может быть, там дальше и есть упомянутый в отзывах проработанный мир, но до него ещё надо добраться.
читать дальшеЗавязка должна читателя цеплять. В какой-то американской книге по литературному мастерству я встречала мнение, что крючок должен быть чуть ли не в первых абзацах. Я не совсем с этим согласна. Где и какой размещать крючок, зависит от целевой аудитории. Если мы пишем для людей, которые в принципе не умеют управлять своим вниманием и, чуть заскучав, тут же откладывают книгу в сторону, тогда да, читателя надо держать на крючке всю книгу, чтобы не сбежал. Но я предпочитаю рассматривать более продвинутую целевую аудиторию, которая способна настроиться на книгу. Тем не менее, на первых страницах, в первой главе крючок должен быть. Например, действие может сразу начаться с экшна. Если же действие начинается с будней ГГ, над головой героя должны сгущаться тучи. Сам герой их ещё не видит и беззаботно занимается своими делами, но читатель видит и заинтригован - что произойдёт? Причём тучи должны не прийти и повиснуть, а именно что сгущаться, то есть действие уже должно двигаться понемногу.
В принципе, крючок как таковой у автора есть: на первой же странице выясняется, что у ГГ есть оставшийся от молнии шрам, который, по всей видимости, как-то приведёт к попаданию в иной мир. Но после того, как автор забросил этот многообещающий крючок, он пишет флэшбэк о том, под какой именно сосной это случилось. Зачем? Читателю это неинтересно сейчас и вряд ли будет интересно потом. Там нет никакой тайны, никакой интриги - долбануло молнией и всё. Дальше выясняется, что у от шрама появилась-таки сверхспособность: вся компьютерная техника ломается в присутствии ГГ. Далее следует сумбурное описание жизни-без-компьютера, причём очень неоднородное по типу повествования. Про кулинарные успехи автор пишет в общих чертах, про знакомство с лучником - целый эпизод с диалогами, а потом две страницы описания видов луков. Всё это ни на йоту не двигает основной сюжет книги, не вызывает интереса или эмоций. Единственный поступок ГГ, который хоть как-то его характеризует, - это как он несколько дней сидел на лавочке перед домом будущего учителя, чтобы доказать своё намерение учиться. Во-первых, это несколько заезженный сюжетный ход. Во-вторых, ГГ на ночь уходил домой. Слабак!
Настоящие упрямцы сидят круглосуточно и голодают. В остальном - обычный парень. Симпатия к ГГ возникает либо на основе сочувствия, либо на основе восхищения. Лучше всего совмещать в точных пропорция. Здесь читателю предлагается, вероятно, сочувствовать персонажу на основании того, что у него было две дуры-сестры и невозможность пользоваться компьютером. И восхищаться тем, что упрямец-ГГ несколько дней читал книжки на лавочке. Плюс к этому, фоном идут какие-то незначимые бытовые эпизоды, навевающие скуку. Короче, многообещающий крючок автор благополучно потопил.
Потом автор спохватывается и откуда ни возьмись появляется отец, работающий над созданием телепорта, и ГГ как к себе домой заходит на закрытый полигон. Впрочем, в последнее, с учётом наших реалий, можно и поверить.
На этом месте, меньше десятой части ознакомительного фрагмента, я бросила читать. Подозреваю, что указанные в отзывах подробные и великолепные описания сродни тому внезапному экскурсу в виды луков. Вообще я уже встречала эту фишку в похожей по качесту книге, возможно, это стандартный косяк: когда повествование идёт-идёт, а потом внезапно описание какой-нибудь хрени на пять страниц, как выдержка из учебника.
Посмотрим, может, дальше немного почитаю. Мне интересно анализировать восприятие текста читателем.Сегодня же я начала читать "Многорукого бога Далайна" Логинова. Тут желания анализировать не возникает. Повествование затягивает.
А вообще самый лучший крючок - это хороший язык, стилистика и манера повествования. Потому что получаешь удовольствие от каждого прочитанного абзаца, а не только ждёшь, когда там эти собравшиеся над головой героя тучи разразятся градом.
@темы:
книги,
пространство личности