The woods are lovely, dark and deep
Когда я просматривала записи из своего прежнего дневника, который вела несколько лет назад (лет десять, уже, наверное), то меня неприятно поражало, насколько много там "социальных штампов" - шаблонных, принятых в социуме способов говорить о себе. Подстройка под среднестатический стиль изложения мыслей. Он и сейчас у меня, конечно, отнюдь не самобытен и не может быть самобытен полностью, поскольку я нахожусь в рамках каких-то воззрений, национального менталитета, социальных групп. Но я стремлюсь почистить свой стиль от дисгармоничных для себя элементов.
Один из таких штампов, о котором я, возможно, уже писала - "только такой идиот, как я...". Всем, наверное, знаком этот фэйспалм со скрытым или явным оттенком восхищения собой. Так забитый в рамки привычного самоуничижения индивидуум находит повод для гордости в том, насколько он плох. Так же как растение прорастает сквозь щель в асфальтовых плитах и тянется к свету, так и человек, подавленный традицией чувствовать униженность и стыд по поводу своего неблагополучия, своих недостаточно полезных интересов, своего неумения и неспособности к чему-то, своей склонности наступать в десятый раз на те же грабли, ищет что-то, что помогло бы ему возвыситься и переворачивает координатную ось, с гордостью или ложной скромностью предъявляя миру свои недостатки, за неимением социально приемлемых достоинств, поскольку социум не оставляет ему легального права гордиться или восхищаться тем, какой он есть, да и даже права относиться к этому нейтрально не оставляет.
Выражение "страдать фигнёй" применительно к своим занятиям примерно из той же оперы. Если занятие не является социально одобряемым, то человек вынужден навешивать на него ярлык "фигня", даже если это его единственное настоящее увлечение. Может быть, конечно, и не так. На этот случай есть выражение "великий прокрастинатор". В общем, прорастание сквозь бетонные плиты "что такое хорошо и что такое плохо".
Точка баланса находится, как обычно, в другой плоскости - в принятии своего права на то, чтобы быть любым. Без стыда признаваться в том, что пять часов кряду с увлечением занимаешься любимым делом из тех, которые внутренний критик ехидно называет откровенно дурацкими. Не стесняться того, что уже год ходишь в спортивную секцию, но так толком ничему и не научился. Тогда отпадает и неизбежность унижения, и компенсаторная потребность в гордости.
Один из таких штампов, о котором я, возможно, уже писала - "только такой идиот, как я...". Всем, наверное, знаком этот фэйспалм со скрытым или явным оттенком восхищения собой. Так забитый в рамки привычного самоуничижения индивидуум находит повод для гордости в том, насколько он плох. Так же как растение прорастает сквозь щель в асфальтовых плитах и тянется к свету, так и человек, подавленный традицией чувствовать униженность и стыд по поводу своего неблагополучия, своих недостаточно полезных интересов, своего неумения и неспособности к чему-то, своей склонности наступать в десятый раз на те же грабли, ищет что-то, что помогло бы ему возвыситься и переворачивает координатную ось, с гордостью или ложной скромностью предъявляя миру свои недостатки, за неимением социально приемлемых достоинств, поскольку социум не оставляет ему легального права гордиться или восхищаться тем, какой он есть, да и даже права относиться к этому нейтрально не оставляет.
Выражение "страдать фигнёй" применительно к своим занятиям примерно из той же оперы. Если занятие не является социально одобряемым, то человек вынужден навешивать на него ярлык "фигня", даже если это его единственное настоящее увлечение. Может быть, конечно, и не так. На этот случай есть выражение "великий прокрастинатор". В общем, прорастание сквозь бетонные плиты "что такое хорошо и что такое плохо".
Точка баланса находится, как обычно, в другой плоскости - в принятии своего права на то, чтобы быть любым. Без стыда признаваться в том, что пять часов кряду с увлечением занимаешься любимым делом из тех, которые внутренний критик ехидно называет откровенно дурацкими. Не стесняться того, что уже год ходишь в спортивную секцию, но так толком ничему и не научился. Тогда отпадает и неизбежность унижения, и компенсаторная потребность в гордости.
Есть три шикарный статьи - Мануал по критике, Мануал по восприятию критики, Кулинарная книга самоедения. Гуглятся по названиям на раз.
Так вот в одной из них была совершенно шикарная формулировка - обесценивая собственные занятия, мы вроде как уменьшаем площадь самопрезентации, чем меньше эта площадь - тем меньше шансов нарваться на критику извне и вообще получить по больному. Типа, "а я чо, и я так ни на что не претендую".
Asti Kaos, видимо, вырастаю, потому что это стремление почиститься - внутренняя потребность. Логические обоснования, как всегда в таких случаях, вторичны.
carefree_skylark, угу, я читала, замечательные статьи.
Вот поэтому я почти не пишу о своих увлечениях. Мне нужна мотивация, а не критика, так что продолжаю молча заниматься и никому не рассказывать. Логики в этом мало, если подумать...
carefree_skylark, спасибо за статьи.)
Ну почему же, логика есть. Если от окружающих получаешь неприятную для себя критику, то вполне логично перестать рассказывать.
Речь шла о внутреннем принятии - от себя-то никуда не убежишь
С собой я уже более-менее договорилась.))
Замечательно
Ну, на практике оно не так просто