У меня накопилось несколько поправок к посту о написании сцены, частью читательские, частью мои собственные. Я хочу по ним сейчас пройтись.
1. Как мне верно заметили, эмоции необязательно испытывать персонажам - нужно, чтобы эмоции испытывал читатель. Также это могут быть, конечно, разные эмоции у читателя и у персонажа.
читать дальше2. Я не указала границы применимости этого метода. Речь всё-таки идёт о тех книгах, которые строятся по романной композиции. Полагаю, если взять "Школу в Кармартене", то там будет много просто описательных эпизодов, в которых ничего не меняется, а просто нам показывают очередной кусочек мира. А если взять какую-нибудь классику мировой литературы, в которой я не сильна, то там наверняка окажется, что автор пишет как-то вообще не так, и всё равно его произведение производит на читателя огромное впечатление, гораздо большее, нежели если бы он решил следовать правилам.
3. Ещё мне заметили, что мой подход механистичен. Он описан механистично, это верно. Но в нём ничего не говорится, откуда всё берётся, - сцены, опорные точки, эмоции. Потому что это уже невозможно описать алгоритмически. Генератор контента - это уже чёрный ящик.
4. Может ли быть интересной книга, в которой нет эмоций? Знаете, техническая литература тоже бывает очень увлекательна для специалиста! Я не знаю, относится ли официально интерес к эмоциям, но я его точно туда отношу. Увлекательно описать можно вообще всё что угодно. Если читатель эмоций не испытывает, то ему становится скучно, и с большой долей вероятности он читать эту книгу перестанет. Но увлечься можно и идеей книги, и общим настроением книги, а не только конкретными эмоциями конкретного персонажа. Это всё к пункту два - о границах применимости.
5. Должна ли в сцене быть кульминация? Окей, я не проверяла досконально каждую книгу, которую читала! Наверное, чтобы утверждать, что она точно есть, нужно всё-таки собрать статистику. Я пока обойдусь одним примером. Помните ли вы первые главы Властелина Колец, где речь идёт о хоббитах? В последний раз, когда я перечитывала эту книгу, я их, признаюсь, пропустила. Там же ничего не происходит. Экшна нет
Да, я понимаю, зачем эти главы нужны - они медленно и верно погружают читателя в атмосферу Средиземья. Без них начало было бы слишком внезапным. Но факт остаётся фактом - эти главы мне в целом кажутся скучнее, нежели всё остальное. И, возможно, не только мне. Это не Толкин виноват, это разное читательское восприятие.
6. А ещё мне кажется скучной классическая литература! Поэтому я читаю не её, а приключенческое фэнтези, которое на эмоциях, где все бегают и что-то делают, и за этим увлекательно наблюдать и сопереживать героям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что я пишу о том, что читаю, а не о чём-то другом.
@темы:
пространство личности,
дебри книготворения
Вот тут со многим согласна, да в принципе со всем, кроме конца. Но ты ведь сама почти камня на камне не оставила от предыдущего текста (кроме романной композиции и интереса, эти сильны, но я про это в новом комменте писала и не буду ещё раз) . Кроме одного.
А ещё мне кажется скучной классическая литература! Поэтому я читаю не её, а приключенческое фэнтези, которое на эмоциях, где все бегают и что-то делают, и за этим увлекательно наблюдать и сопереживать героям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что я пишу о том, что читаю, а не о чём-то другом.
Ну, после того, как оказался скучным Толкиен, я, в общем-то, не удивлена, но Эз, не обижайся - я не уверена, что ты представляешь, о чем речь, когда говоришь о "классической литературе". Либо ты говоришь об очень маленькой части литературы, которую по каким-то школьным принципам противопоставляешь приключенческому фэнтези, типа тут мне учителя задали читать скукоту, я ее, конечно, не открывала, лучше про дракона буду читать под партой. Ну нет же. Драконы - это прекрасно, но какие эмоциональные и психологические баталии разыгрываются читателями о классике на том же livelib, как там обсуждают героев, потому что зацепили, вызвали интерес, изменили твою жизнь и отношение к жизни - ты вряд ли в курсе, ты вряд ли представляешь, и меня удивляет смелость "чесать под одну гребёнку" то, в чем ты чувствуешь себя неуверенно, тк, и это самое важное, между классикой (что бы ни имелось под этим в виду) и драконами как бы миллион оттенков всех цветов радуги, о которых, собственно, я и вела речь. Не иметь представления об этом можно, не вопрос, у нас свободная страна, но вот формулировать принципы построения текста вообще, не зная о том, какие на самом деле разные бывают тексты - очень это смело. Да, с четким обозначением границ применимости - пойдет, но только так. Ты же вряд ли стала бы писать, "какой должен быть код", если бы не знала хотя бы основы - какие бывают языки программирования и какие у них законы и в чем различия между ними? Или стала бы?
Ps. Довольно странно вообще бунтовать против классики и ратовать за ее же композиционный подход в урезанном виде, имхо
Как из фразы "мне кажется скучной классическая литература" появляется вывод о том, что я считаю её чем-то худшим, нежели приключенческое фэнтези? Какой бунт? Я озвучила свои вкусы. С каких пор озвучивание своих вкусов считается бунтом?
Насчёт классики ты права, я довольно абстрактно выделяю эту категорию. Понятно, что во многом моё представление складывается из воспоминаний о школьном курсе литературы и каких-то эпизодических книг, попавшихся в более сознательном возрасте.
Да, с четким обозначением границ применимости - пойдет, но только так.
Да, это я тоже считаю главной поправкой к тексту.
Ты же вряд ли стала бы писать, "какой должен быть код", если бы не знала хотя бы основы - какие бывают языки программирования и какие у них законы и в чем различия между ними? Или стала бы?
Да запросто
Ну, п. 6 читается так, будто все на эмоциях бегают и всем увлекательно сопереживать - в приключенческой литературе. А классика вроде как отдельно и противопоставляется тому, что следует далее. Сама конструкция ответа от "Мне скучно!" с восклицательным знаком и дальнейшая логическая последовательность и прочиталась так, что вызывает твое недоумение. Равно как и мое: очевидно, что в классике эмоций и увлекательного сопереживания, мягко говоря, не меньше (строго говоря, эмоций там часто слишком много для меня), а бегают там, может, по другим маршрутам, но, опять же, навряд ли менее активно - зависит от страны, времени и жанра.
Свой дайри я считаю личным дневником, личным пространством, и пишу сюда всё, что хочется. Это опять наши прекрасные социальные установки - нельзя писать о том, в чём не разбираешься. Да можно.
А, если это личная запись, прошу прощения. Мне показалось, что это что-то вроде тренировки перед твоими планами публиковать как раз в тематическом блоге статьи на писательскую тему и предназначено для широкого круга читателей. Но, в любом случае, конечно, ты можешь писать все, что хочешь. Я никак не хотела ограничивать твои творческие порывы, извини, если так показалось - скорее, хотелось сделать взгляд на литературу чуть более полным. Я вообще, как ты знаешь, за безграничную свободу самовыражения. Счастья и удачи в дальнейшем творчестве!
P.S. На этом дискуссию будем считать законченной.
Но хочу напоследок поделиться прекрасным: если вот это - представитель испанского классицизма, одной из самых жестких форм в истории литературы - считается без эмоций, то я правда не знаю, что такое эмоции.))
И герой, который это читает, не только так разговаривает, но и живет примерно в той же тональности (это озарение накрывает его уже в конце) - сюжетами испанская классика точно не была обижена.
Это правда! Так обуздаем
Этот свирепый взгляд,
Это бешенство, этот яд,
Если сон увидеть желаем!
В мире, где мы обитаем,
Жизнь до того странна,
Что сну подобна она.
И, если верно рассудим,
Жизнь только снится людям,
Пока не проснутся от сна.
Снится, что он король, королю,
И живет он, повелевая,
Разрешая и управляя,
Думая: "Славу не разделю",
Но славу вручает он ветру-вралю.
И славу его потом проверьте,
В пепле смерти ее измерьте!
Кто ж захочет взойти на трон,
Зная, что должен проснуться он
Только во сне смерти?
Снится богатому, что богатеет,
Хитростью наживая злато,
Снится бедному, что всегда-то
Он и бедствует и потеет;
Снится кому-то, что все умеет,
Снится кому-то, что всех превышает,
Снится кому-то, что всех унижает.
И каждый в мире собой обольщен,
И каждый только лишь видит сон,
И никто об этом не знает.
Мне же снится, что много лет
Я в железные цепи закован,
А раньше снилось, что, очарован,
Видел я свободу и свет.
Что это жизнь? Это только бред.
Что это жизнь? Это только стон,
Это бешенство, это циклон,
И лучшие дни страшны,
Потому что сны - это только сны,
И вся жизнь - это сон.
Вообще нет, у меня не было намерения чем-то оскорбить или принизить ту литературу, которую я не читаю. Скорее уж наоборот, я полагаю, что уровень сложности моего, гм, тела эмоций не предназначен пока для полноценного восприятия чего-то более сложного, нежели приключенческая фэнтези и фантастика
Мне показалось, что это что-то вроде тренировки перед твоими планами публиковать как раз в тематическом блоге статьи на писательскую тему и предназначено для широкого круга читателей.
Ну вот пока тренировка показывает, что с широким кругом читателей следует быть осторожнее.
Счастья и удачи в дальнейшем творчестве!
Спасибо, и тебе того же!