The woods are lovely, dark and deep
Недавно в своём блоге Олди сетовали на то, что из фантастики исчезают "чистые" диалоги - то есть диалоги без ремарок о том, какой персонаж произносит реплику. Современная фантастика тяготеет к кинематографичности, говорят они. У меня случился, что называется, разрыв шаблона, поскольку я никогда не ставила под сомнение нужность ремарок. Не к каждой фразе, конечно, однако, в моём понимании, указание на интонацию и визуальную составляющую увеличивает выразительность.
В общем, я столкнулась с другим мнением и задумалась. Конечно, речь не о том, чтобы вовсе вычистить из диалогов ремарки. Однако хорошо написанный диалог действительно может в них не нуждаться в том случае, если речь персонажей индивидуальна и выразительна, а смысл диалога не относится к действию в настоящем.
Любопытно, что эта идея в моём информационном поле прежде не попадалась. Обычно пишут о том, что лишние ремарки лучше вычищать, но при этом исподволь складывается впечатление, что без них всё же не обойтись.
Как читатель я не задумывалась прежде, как я воспринимаю диалоги с ремарками и и без. Если не забуду, проверю. Любопытно.

@темы: пространство социума, дебри книготворения

Комментарии
27.02.2019 в 14:57

Джекил и Хайд. Два мужа по цене одного.
ИМХО, тут очень сильно зависит от стиля автора и того, чего пытаются достичь от повествования. У меня от диалога без ремарок скорее всего будет ощущение, что в темной комнате говорят двое людей. При этом, скажем, когда двое героев с разной лексикой сидят в креслах и говорят, то ремарки просто... ну не очень нужны. А если они куда-то идут и что-то вокруг происходит\они на что-то реагируют, то отсутствие ремарок сделает повествование статичным. Особенно, если персонажи между собой похожи и у них не какая-то стилистически различающаяся речь (а если говорят трое-четверо персонажей, так вообще). То есть, как и везде, решает конкретика
27.02.2019 в 15:22

Right here, right now.
Может быть они имели в виду, что диалог как искусство исчезает? Так-то по сабжу - диалоги разные нужны в зависимости от. Где-то без ремарки неясно, с каким настроением и выражением говорится, где-то и без того очевидно, и ремарки тогда только отвлекают.

Я мимокрок, но остановилась, сорри )))
27.02.2019 в 20:47

The woods are lovely, dark and deep
Киса Ванская, угу, согласна.
Птаха!!, я лояльно отношусь к мимокрокам :rolleyes:. Олди имели в виду, что диалоги стали невыразительны - одинаковая стилистика у разных людей, фразы не отражают интонаций и эмоций. И авторы привыкают вставлять "подпорки" вместо того, чтобы править сами диалоги, делая их более выразительными.
27.02.2019 в 22:48

Мир не так плох - я хочу в это верить.
В некоторых случаях диалоги без ремарок могут повествование сделать динамичнее, как мне кажется. Только для того, чтобы это удалось сделать, нужно иметь неплохой скилл писательский. Ну и, да, от стилистики автора тут многое зависит.
27.02.2019 в 22:55

The woods are lovely, dark and deep
Аюрин, согласна, ремарки снижают темп.
27.02.2019 в 22:58

Мир не так плох - я хочу в это верить.
Viel_AsIs, иногда диалоги без ремарок еще и эмоциональности добавляют, кстати. Особенно, когда идет накал страстей. А вообще, лично я млею, когда какие-то эмоции, ощущения и т.п. между персонажами передаются несколькими фразами, с какой-нибудь конечной ремаркой.
18.03.2019 в 20:56

Качество мышления очень глубоко? (с)
Хм, забавно, Стивен Кинг в своей "Как писать книги" тоже говорит про ремарки (и, насколько могу судить по изложению позиции Олди) в том же стиле.
У меня отношение к ним двойственное. С одной стороны, слишком много их (то есть к каждой реплике) теоретически позволяет автору более халатно отнестись к содержанию этих самых реплик. (И, глядя с другой точки зрения, не могу иногда не хихикнуть на тему "Ну вот так-то уж откровенно "гнать знаки" (то есть набирать заданный объем текста) не надо..." С другой — совсем без них, особенно если диалог длинный и позиции героев не диаметрально противоположны, может быть трудно сориентироваться.
Лично мне как читателю скорее нравятся ремарки без глаголов говорения и наречий. (То есть не "пожав плечами, ответил он", а "Он отвернулся и начал сосредоточенно искать что-то в кармане".)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии