The woods are lovely, dark and deep
Читала на АТ интересную статью от Олди. Речь шла о том, что в современной фантастике популярна тёмная фэнтези и постапокалипсис, но не популярны ужасы. И Олди подметили закономерность - в одном случае всё происходит как бы понарошку, не с читателем, а во втором - текст устроен так, что читатель примеряет это на себя. Получается, что довольно большой категории читателей нужны ужасы без погружения, реалистичность компьютерной графики, а не достоверность художественного образа. Посмотреть кино, но остаться зрителем, с которым не случится ничего плохого.
По крайней мере, для меня эта теория как-то объясняет наличие длинных полок с постапокалипсисом и тёмным фэнтези в магазинах. Правда, я не склонна воспринимать эту особенность как что-то однозначно плохое. Это, что называется, примета времени.
И повод задуматься о собственных вкусах. Мне, с одной стороны, не нравится современная тенденция, когда персонаж, от чьего лица ведётся повествование, относится к происходящему с иронией и скепсисом, как будто твёрдо знает, что выберется из всех передряг и бодро почешет в следующий том. С другой стороны, я не люблю, когда с персонажами случается что-то по-настоящему ужасное.
А ещё мне как-то встречался на АТ человек, который не воспринимал "классическое" фэнтези в средневековом антураже, а воспринимал только городское, потому что в городском у него были знакомые реалистичные ориентиры. И мне подумалось сейчас, а может быть, есть категория людей, которые вообще не воспринимают достоверность художественного образа, для которых достоверна только реалистичность как приближенность к нашему повседневному миру? Так сказать, поколение, воспитанное реалистичностью компьютерных игр :hmm:.

@темы: пространство социума, author.today, дебри книготворения

Комментарии
26.03.2019 в 12:44

Джекил и Хайд. Два мужа по цене одного.
Я вообще думаю, что ужасы не то что стали непопулярны... они стали непопулярны в книжном формате. Всякая крипипаста, вебсериалы и подкасты в сети живут и процветают, ужасы, как бы сделали полный круг и вернулись к тому, чем были первоначально: истории, которые люди рассказывают друг другу у костра.
Встречала ещё мысль, что с ужасами проблема в том, что современного человека тяжело напугать конкретикой его непосредственной жизни, так мышление становится всё более глобальным, и в результате для человека глобальное потепление, падение метеорита или социальная несправедливость выглядит заметно более реальной и пугающей, чем призраки в старом доме.
А я ещё замечала, что когда смотрю жанровые ужасы и всякие кино-антологии типа "Азбуки Смерти", сталкиваюсь с тем, что они не пугают, а скорее вызывают омерзение. Вот с чем связано то, что в современных ужасах продавливают именно страх болезни\увечий, а не страх неизвестности, как делают в триллерах, я сказать не могу. Но такой момент тоже есть.
26.03.2019 в 13:12

Я уже не говорю о природе говора в роде при уже
Не читала, что там пишут Олди, но для меня новость, что тёмное фэнтези и постап нужны для того, чтобы читателю было страшно. Фэнтези - это приключения, путешествия и сражения, просто тут не про феечек, а про некромантиков. Постапокалипсис - приключения тех, кто пытается выжить в изменившемся мире. А ужасы - это столкновение с непознанным, там первично чувство страха, а приключений может и вовсе не быть. Т.е. почему вообще сравнивают эти жанры?
Ну просто так можно любых выводов наделать, сама этим увлекаюсь))

а может быть, есть категория людей, которые вообще не воспринимают достоверность художественного образа, для которых достоверна только реалистичность как приближенность к нашему повседневному миру?
Ну как минимум, есть люди, которые никогда не читают фэнтези, потому что оно про выдуманные миры, а читают только "реалистичную" прозу, да. Потому что она "серьёзнее")

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail