The woods are lovely, dark and deep
Что мне не нравится в книге про эмоциональный интеллект, это классификация эмоций. Автор выделяет четыре базовых эмоции - радость, гнев, страх и печаль - и предлагает все остальные выражать через их комбинацию. А поскольку это не получается, то к четырём колонкам в таблице он предлагает добавить пятую, которая называется "что-то ещё". И вот весь мой опыт говорит о том, что когда в модели появляется штука под названием "что-то ещё", это означает, что что-то не так с моделью.
Ещё есть вот такой красивый кружочек:

Но он мне тоже не нравится. Хотя бы уже потому, что здесь нет обиды, вины и стыда. А ещё азарта. Да и вообще вся эта восьмилепестковая структура слишком симметрична и похожа на попытку "сделать красиво". Хотя кое-какие интересные закономерности в ней есть.
Ну и я подумала, что было бы интересно построить собственную классификацию
.

Если вы осилите этот текст, то буду рада комментариям и предложениям. Если я забыла упомянуть какую-то эмоцию, тоже пишите!
В качестве критериев я выберу следующие:
1. Объект, на который направлена эмоция. С этой точки зрения бывают кратковременные реакции на событие, долговременные чувства по отношению к объекту и фоновое настроение, ни на что конкретно не направленное.
2. Мотивация эмоции. К какому действию побуждает эмоция, зачем она нужна.
3. Интенсивность эмоции.
Классификация эмоций-реакций по мотивации у меня получается такая.
1. Эмоции защиты - это злость и страх. Хотя пишут везде, что злость - это про нападение, но по моим ощущениям, злость - это всё-таки защита себя, своей территории, только защита агрессивная, активная. А страх - защита пассивная. В зависимости от того, считаем ли мы, что сможем справиться с объектом, мы либо убегаем, либо нападаем. Если мы убегаем, то наша цель - сохранить то, что имеем, уйти с наименьшими потерями. Если мы нападаем, то наша цель - отбить атаку или уничтожить агрессора.
Спектр злости включает в себя раздражение, досаду, возмущение, злость, гнев, ярость, бешенство.
Спект страха включает в себя беспокойство, опасение, тревогу, испуг, трепет, страх, ужас, панику.
2. Эмоции экспансии - это интерес и азарт. Это когда мы видим свободный, бесхозный ресурс и хотим его себе взять. Это может быть и интересный человек, и интересная информация, и интересное занятие. Интерес по своей мотивации похож на агрессию, но в случае интереса у нас нет врага, нет конкуренции. Пойди и возьми. (Как только оказывается, что на ресурс претендует кто-то ещё, включаются эмоции защиты.)
Спект интереса - любопытство, интерес, заинтригованность, воодушевление, азарт, страсть в значении "сильное стремление".
1 и 2 - эмоции границ (сохранить или расширить).
3. Эмоция получения - это радость. Она говорит о том, что мы что-то получили, и это что-то для нас ресурсное, хорошее. Поэтому она часто идёт рядом с интересом: в процессе интересного занятия мы получаем ресурс.
Спектр радости - удовлетворение, радость, веселье, восторг, эйфория, ликование.
4. Эмоция утраты - это грусть. Это когда что-то было, а потом ушло, а нам теперь без этого не очень.
Спектр грусти - печаль, грусть, тоска, горе.
3 и 4 - эмоции изменения.
5. Эмоции несоответствия - стыд и удивление. Это когда реальность не соответствует ожиданиям. Если эти ожидания были для нас важны, то мы испытываем стыд и неловкость (за себя или за других). Если не важны, то удивление.
Спектр стыда - неловкость, стыд, вина.
Спектр удивления - замешательство, удивление, изумление, ошеломление.
6. Эмоция соответствия - гордость. Если мы (или кто-то, кого мы считаем "своим"
вписались в какие-то ожидания и нам это важно, то мы испытываем гордость.

Обида в эту классификацию не попадает, поскольку с этой точки зрения имеет двойную мотивацию. Она, с одной стороны, направлена на защиту, а с другой, на разрыв контакта. То есть мы с объектом связаны, он как бы является уже частью нашей территории, но этот объект нам стал угрожать, и мы принимает решение "отгрызть себе лапу", дабы избежать капкана. Таким образом, обида - это смесь из злости и грусти (защита + утрата).
Также отчасти миксами являются упомянутые выше вина и замешательство. В чувстве вины есть элемент злости, а в замешательстве - элемент страха. Но я их привела в составе основных спектров, потому что количество примеси невелико. В отличие от обиды, где компонентов примерно 50 на 50.
Важное замечание по поводу названий эмоций: я привожу те названия, которые есть в русском языке, но спектр эмоций ими не исчерпывается! Например, в языке нет названий для эмоций малой интенсивности - лёгкая грусть, лёгкое раздражение. То есть у нас есть непрерывный и сложный спектр эмоций, на котором кое-где разбросаны как-то обозначенные словами точки. И разбросаны они, прямо скажем, где попало. Поэтому бывает сложно подобрать нужные слова для обозначения своих эмоций, а те эмоции, которые словами никак не обозначены, часто проходят мимо нашего внимания. То же верно и для смешанных эмоций - то, что называют "он был в смешанных чувствах". Это когда много всего и непонятно, что именно и в какой пропорции.
Далее следует классификация чувств.
В отличие от сиюминутных эмоций, вызванных конкретным столкновением с объектом, чувства - это долговременные, стойкие эмоции, которые всегда относятся к какому-то объекту.
1. Чувство подобия - симпатия. Эти чувства мы испытываем к объектам, которые для нас "правильные", которые нам нравятся, которые потенциально являются источниками ресурса. Чувство симпатии побуждает к сближению с объектом.
Спектр симпатии - одобрение, приязнь, симпатия, любовь, восхищение, обожание.
2. Чувство несхожести - неприязнь. Эти чувства мы испытываем к "неправильным", неподходящим для нас объектам, которые потенциально могут наш ресурс отобрать. Чувство неприязни побуждает к отдалению от объекта.
Спектр неприязни - неодобрение, неприязнь, презрение, отвращение, ненависть.
В чувствах можно заметить отголоски описанных выше эмоций-реакций. Например, симпатия у нас может быть с оттенком интереса (источник ресурса) или с оттенком гордости (соответствие, правильность). Неприязнь можеть быть с оттенком страха (угроза, с которой мы не можем справиться) и с оттенком злости (мы уверены, что сможем справиться с агрессором).
Столкновение с объектом чувств, что в реальности, что в памяти, может вызвать у нас эмоции как соответствующие чувству, так и прямо противоположные. Мы можем злиться на тех, кого любим, а наш враг может порадовать (например, если он у нас на глазах упал в лужу).
Третий тип эмоций - эмоциональный фон или настроение. Фон устроен ещё сложнее, чем эмоция-реация и чувство. С одной стороны, фон - это долговременная, стабильная реакция на текущие условия, с другой, в фон уходят непережитые эмоции.
В плане реакции я могу выделить три шкалы:
1. Шкала готовности к действию: подавленное и приподнятое настроение. Подавленное настроение означает, что мы в данный момент настроены на восстановление ресурса, приподнятое - настроены на использование накопленного ресурса.
2. Шкала оптимизма-пессимизма. Это реакция на наши ментальные установки. Она похожа на эмоции радости и грусти, но это реакция на ожидание получения или утраты, а не на само получение и утрату.
Спектр оптимизма - безмятежность, уверенность.
Спект пессимизма - уныние, неуверенность.
3. Шкала отношения ко внешним условиям: приязнь-неприязнь. Это генерализованное отношение к окружению в целом: нравится ли нам то, что находится вокруг, уютно или неуютно, комфортно или некомфортно, красиво или некрасиво, приятно или неприятно.
При этом в фоне может присутствовать, например, радость как отголосок реакции на приятное, удачное для нас событие, или, наоборот, печаль, если случилось что-то плохое. Точно так же в фон может уйти любая из перечисленных выше эмоций-реакций. Как только она проживается до конца, она уходит из фона.
Вот такая классификация у меня получилось. Написано экспромтом, многие выводы были сделаны по ходу написания
Кто осилил - молодец, а если кто ещё и найдёт, чем дополнить или возразить - молодец в квадрате!

Обида в эту классификацию не попадает, поскольку с этой точки зрения имеет двойную мотивацию. Она, с одной стороны, направлена на защиту, а с другой, на разрыв контакта. То есть мы с объектом связаны, он как бы является уже частью нашей территории, но этот объект нам стал угрожать, и мы принимает решение "отгрызть себе лапу", дабы избежать капкана. Таким образом, обида - это смесь из злости и грусти (защита + утрата).
а я бы сказала, что обида - это эмоция несоответствия, когда:
Это когда реальность не соответствует ожиданиям.
При этом
ожидания были для нас важны
но, в отличие от стыда или вины, когда мы чувствуем, что МЫ не соответствуем ожиданиям, обида - это когда значимый другой не соответствует нашим ожиданиям.
А когда мы "принимаем решение отгрызть лапу" - это уже следующая стадия переживания, когда к обиде присоединяется злость или грусть. Именно присоединяется, как следующая эмоция, а не микс.
Так-то обида не всегда вызывает желание разорвать контакт, люди умудряются бесконечно обижаться, но не отстранять себя от источника обиды, а, например, ждать, что он возьмет и изменится (внезапна!)
иногда им как раз злости не хватает, для конструктивных действий (чтоб взять и окончательно разорвать общение с обижающим, или объявить категорично, "со мной так нельзя!"
Про "разорвать контакт" я имела в виду эмоциональный контакт. То есть формально-то мы можем продолжать общаться с человеком как раньше, но обида будет склонять нас к холодному, отстранённому отношению.
на угрозу реагируем агрессией.
будет склонять нас к холодному, отстранённому отношению.
вот это не всегда бывает, это не единственный способ реагировать на обиду.
Кто-то из обиды проскакивает сразу в вину или стыд - если агрессия блокирована, например, и человек не позволяет себе ее выражать. У меня вот злость оттормаживается, поэтому быстро не случается, случается только если посижу-подумаю и решу, что обидели несправедливо, как так!
И отстраняться эмоционально не каждый будет, кто-то, например, наоборот, будет сильнее "гнаться" за обидчиком, чтоб добиться от него другого поведения.
А у кого-то да, переход случается быстро.
Мне грустно не увидеть в списке Счастья)
А еще для меня огромная разница между тревогой и страхом.
беспокойство, опасение, тревогу, панику. - это все относится к неосознанным вещам, когда толком не понимаешь чего боишься. Поэтому эти эмоции более фоновые, надоедлевые. Чтобы их испытывать в поле внимания достаточно держать что-то отдаленно связанное с объектом страха.
испуг, трепет, страх, ужас, - а это к осознанным. Эти эмоции более эпизодические, объект страха должен быть в поле внимания.
Еще большая разница между стыдом и виной. И уж точно для меня стыд намного более сильная эмоция чем вина, настолько сильная, что ее сложно осознавать и испытывать. И опять же стыд более фоновая вещь, а вина эпизодическая, так как стыдишься себя, а винишься за поступки.
По сути это те эмоции с которыми я живу и думаю о регулярно, потому мне и важно их разделять.
Про тебя интересно спросить - если "мы" только защищаемся, пугаясь или злясь, и никогда не нападаем. То что же испытывает упомянутый "агрессор" - тот кто нападает?
Мне грустно не увидеть в списке Счастья)
the entity, в моей картине мира счастье - это не эмоция, а состояние
Вчера я ещё вспомнила штук восемь эмоций, которые в мой список не вошли
А еще для меня огромная разница между тревогой и страхом.
Да, есть страх как реакция на конкретное событие и страх как фоновая эмоция, которую мы называем тревогой и беспокойством. Когда как будто нет конкретного объекта (я бы сказала, когда мы не осознаём этого объекта).
Еще большая разница между стыдом и виной.
Угу. В моей модели они в одной группе оказались потому, что по функции схожи. Но это не одно и то же, конечно. То же и со страхом и тревогой: в одной группе они из-за схожести функций.
Почти любая, наверное, эмоция может уйти в фон. Можно испытать яркую вспышку стыда в результате какого-то события, а можно фоново себя стыдиться годами.
Про тебя интересно спросить - если "мы" только защищаемся, пугаясь или злясь, и никогда не нападаем. То что же испытывает упомянутый "агрессор" - тот кто нападает?
Возможно, тут у меня не совсем удачное название получилось - эмоции защиты. Нападение - это активная защита
За чужое, за то, что мы не чувствуем себя вправе и в силах взять, мы не воюем.
Да, я понимаю, у меня такая специфическая точка зрения на это
Да, я понимаю, у меня такая специфическая точка зрения на это
да нет, весьма понятная точка зрения.
тут скорее много ситуативности.
В природе, например, агрессор-хищник обычно испытывает интерес и азарт. Он действительно чувствует свое право на жертву, а злость у него может появиться когда у него это право теряет, жертва оказалось изворотливее ожидаемого и словить ее уже вопрос чести, или выживания - вопрос защиты.
the entity, да, согласна. Ну то есть я не знаю, что там насчёт хищников, но если речь идёт об охоте на что-то, то начинается всё с интереса (если говорить об интересе как о чувстве "там что-то есть для меня нужное и хорошее"), а дальше, если есть препятствия (жертва убегает или обстоятельства мешают), подключается агрессия, которая даёт энергию на преодоление. Точнее, ещё больше энергии, потому что уже в интересе она есть, но не так много.
И если говорить об эмоциональном поле в целом, то там часто можно наблюдать смесь эмоций или цепочку последовательно разворачивающихся эмоций, которые сменяют одна другую. И при этом от каждой в фоне может остаться след (а может и не остаться). Поэтому итоговая картина может быть сложной
И также стоит отметить, что проявления эмоций, типичные реакции и типичные цепочки реакций, скорость разворачивания и затухания эмоций индивидуальны.
Ну, и плюс еще агрессия порой на несоответствие проявляется. Или же это уже защитный механизм на то, что несоответствие с реальностью грозит чем-то индивиду?