The woods are lovely, dark and deep
Представим такую ситуацию. Гуляя с другом в парке, я случайно разбила его телефон. Естественно, я чувствую себя виноватой, а друг на меня злится. Конечно, я хочу восстановить наши хорошие отношения и избавиться от чувства вины. И тогда я говорю: "Ой, я не специально, я такая неуклюжая! Я не хотела ничего портить. Прости меня, пожалуйста!" И смотрю на него взглядом котика из "Шрека" - мол, ты же хороший, ты должен меня простить, посмотри, как я несчастна, как сожалею, не заставляй меня мучиться! Предположим, у меня хороший друг, и он, поскрипев зубами, говорит - ничего страшного, я тебя прощаю. И ура - отношения восстановлены, чувство вины меня больше не мучает, всё хорошо.
Внимание, вопрос: а кто же тогда платит за ремонт телефона?
Почему-то это не я. То есть я нанесла ущерб, а разбирается ним друг, и с моим чувством вины разбирается он же, а я вроде как становлюсь пострадавшей стороной. Что-то в этой схеме не так, да?
Есть ли кто-нибудь, кто не начинает ненавидеть авиакомпанию, когда после многочасового торчания в аэропорту из-за задержки рейса вы слышите объявление по громкоговорителю "Компания приносит извинения за доставленные неудобства"? Кому нужны эти извинения? Засуньте себе куда-нибудь в тёмное место эти извинения! Кто мне возместит эти часы, проведённые в шумном месте, сомнительного качества еду, которую я купила за астрономическую сумму и съела из необходимости съесть хоть что-нибудь, и порушенные планы? Представителей авиакомпании убить вообще хочется за извинения, лучше бы молчали.
Пару дней назад в моём номере из-за неполадки отключился кондиционер. Спать было невозможно - у меня от жары опухает нос, и я просыпаюсь от удушья. "Мне очень жаль, - сказал администратор, - только утром мы сможем что-нибудь с этим сделать." В три часа ночи, сидя на кровати в компании неуловимого городского комара и перспективы на следующий день пережить 10 часов занятий на семинаре после бессонной ночи, я открыла tripadvisor и принялась строчить впечатления от проживания в этой гостинице, чтобы администрация тоже как-нибудь пострадала. До того момента у гостиницы не было отрицательных отзывов. Теперь есть. Где-то через полчаса после того, как я отправила отзыв и немного успокоилась, кондиционер-таки включили, но к тому моменту отзыв был уже отправлен. После этого небольшого акта мести я поняла, что готова их простить. Ну да, бывают накладки, но в целом-то они хорошие ребята и номер уютный
То есть понимаете, как работает механизм прощения? С ущербом нужно что-то сделать. Возместить либо отомстить. Тогда возможно восстановить отношения, но не раньше.
Нестыковка достаточно очевидна в случае с материальными объектами, но если задетой оказывается психика (или душа, кому как ближе), то порой такой ущерб не только не признаётся, но даже и не осознаётся. Только смутное чувство, что почему-то я не могу простить этого человека, даже если очень хочу. Тут часто встречная обида возникает: почему ты не хочешь меня простить, тебе нравится надо мной издеваться? Или ты из принципа упираешься?
Считается, что нужно уметь прощать, а иначе вы плохой человек, особенно с точки зрения духовного развития. Но под умением прощать часто подразумевается - списать долги, отменить прошлое. Сделать так, как будто этого не было. Так как большинство людей не обладает способностью модифицировать прошлое или отменять его последствия в настоящем, такой подход не работает.
Хуже того, под прощением может подразумеваться и признание за другим права причинять вам ущерб безнаказанно. Нельзя мстить, нельзя требовать компенсации, нужно смириться и - отпустить обиду. И будет вам счастье.
Умение прощать, имхо, - это умение как-то обойтись с нанесённым ущербом. В первую очередь - вообще его признать. В идеале признать его должны обе стороны, но понятно, что вторая сторона не всегда бывает в наличии. Например, вам кто-то наступил на ногу в транспорте и вышел на следующей остановке - не догонять же его, чтобы на его ноге потоптаться? Особенно если это не ваша остановка, а вы торопитесь. Также вторая сторона может наотрез оказаться признать, что сделала что-то плохое, тоже бывает. Мы часто в таких ситуациях продолжаем упорно ждать, когда же она наконец одумается и хотя бы извинится. Некоторые ждут годами.
Шаг второй - определиться, что сделать с ущербом. Тут есть варианты. Договориться о возмещении со второй стороной, возместить самостоятельно или отомстить. В случае выбора последнего варианта важно понимать, что есть опасность, что цепочка мести на этом не закончится, а только начнётся
Если второй стороны нет в наличии, то остаётся ровно один вариант - что-то сделать с ущербом своими силами. Конечно, можно и не прощать, но важно понимать, что обида - это как незавершённая транзакция, незакрытое соединение, которое оттягивает на себя какое-то количество ресурса. Закрыть транзакцию важно, чтобы освободить этот ресурс. Не в интересах обидчика, не во имя духовности, а в ваших личных эгостичных интересах. Это и есть умение отпускать прошлые обиды.
Внимание, вопрос: а кто же тогда платит за ремонт телефона?
Почему-то это не я. То есть я нанесла ущерб, а разбирается ним друг, и с моим чувством вины разбирается он же, а я вроде как становлюсь пострадавшей стороной. Что-то в этой схеме не так, да?
Есть ли кто-нибудь, кто не начинает ненавидеть авиакомпанию, когда после многочасового торчания в аэропорту из-за задержки рейса вы слышите объявление по громкоговорителю "Компания приносит извинения за доставленные неудобства"? Кому нужны эти извинения? Засуньте себе куда-нибудь в тёмное место эти извинения! Кто мне возместит эти часы, проведённые в шумном месте, сомнительного качества еду, которую я купила за астрономическую сумму и съела из необходимости съесть хоть что-нибудь, и порушенные планы? Представителей авиакомпании убить вообще хочется за извинения, лучше бы молчали.
Пару дней назад в моём номере из-за неполадки отключился кондиционер. Спать было невозможно - у меня от жары опухает нос, и я просыпаюсь от удушья. "Мне очень жаль, - сказал администратор, - только утром мы сможем что-нибудь с этим сделать." В три часа ночи, сидя на кровати в компании неуловимого городского комара и перспективы на следующий день пережить 10 часов занятий на семинаре после бессонной ночи, я открыла tripadvisor и принялась строчить впечатления от проживания в этой гостинице, чтобы администрация тоже как-нибудь пострадала. До того момента у гостиницы не было отрицательных отзывов. Теперь есть. Где-то через полчаса после того, как я отправила отзыв и немного успокоилась, кондиционер-таки включили, но к тому моменту отзыв был уже отправлен. После этого небольшого акта мести я поняла, что готова их простить. Ну да, бывают накладки, но в целом-то они хорошие ребята и номер уютный

То есть понимаете, как работает механизм прощения? С ущербом нужно что-то сделать. Возместить либо отомстить. Тогда возможно восстановить отношения, но не раньше.
Нестыковка достаточно очевидна в случае с материальными объектами, но если задетой оказывается психика (или душа, кому как ближе), то порой такой ущерб не только не признаётся, но даже и не осознаётся. Только смутное чувство, что почему-то я не могу простить этого человека, даже если очень хочу. Тут часто встречная обида возникает: почему ты не хочешь меня простить, тебе нравится надо мной издеваться? Или ты из принципа упираешься?
Считается, что нужно уметь прощать, а иначе вы плохой человек, особенно с точки зрения духовного развития. Но под умением прощать часто подразумевается - списать долги, отменить прошлое. Сделать так, как будто этого не было. Так как большинство людей не обладает способностью модифицировать прошлое или отменять его последствия в настоящем, такой подход не работает.
Хуже того, под прощением может подразумеваться и признание за другим права причинять вам ущерб безнаказанно. Нельзя мстить, нельзя требовать компенсации, нужно смириться и - отпустить обиду. И будет вам счастье.
Умение прощать, имхо, - это умение как-то обойтись с нанесённым ущербом. В первую очередь - вообще его признать. В идеале признать его должны обе стороны, но понятно, что вторая сторона не всегда бывает в наличии. Например, вам кто-то наступил на ногу в транспорте и вышел на следующей остановке - не догонять же его, чтобы на его ноге потоптаться? Особенно если это не ваша остановка, а вы торопитесь. Также вторая сторона может наотрез оказаться признать, что сделала что-то плохое, тоже бывает. Мы часто в таких ситуациях продолжаем упорно ждать, когда же она наконец одумается и хотя бы извинится. Некоторые ждут годами.
Шаг второй - определиться, что сделать с ущербом. Тут есть варианты. Договориться о возмещении со второй стороной, возместить самостоятельно или отомстить. В случае выбора последнего варианта важно понимать, что есть опасность, что цепочка мести на этом не закончится, а только начнётся

Если второй стороны нет в наличии, то остаётся ровно один вариант - что-то сделать с ущербом своими силами. Конечно, можно и не прощать, но важно понимать, что обида - это как незавершённая транзакция, незакрытое соединение, которое оттягивает на себя какое-то количество ресурса. Закрыть транзакцию важно, чтобы освободить этот ресурс. Не в интересах обидчика, не во имя духовности, а в ваших личных эгостичных интересах. Это и есть умение отпускать прошлые обиды.
Закрыть транзакцию в ваших личных эгоистичных интересах. Это и есть умение отпускать прошлые обиды.
Соглашусь. Увы, сделать это возможно не всегда...
А когда ресурса мало, тогда ты начинаешь чувствовать, что потерянный ресурс нужно как-то возместить - или отомстить