Всё было замечательно в общении персонажей, и тут появился Боромир

На фоне остальных его слова на Совете Элронда то и дело звучат диссонансом. Он с огромной гордостью говорит о доблести защитников Гондора, но в его словах обида: Гондор стоит один против Мордора. Однако это не так, о чём Арагорн ему и сообщил. Но что характерно, такая схема восприятия у Боромира никуда не делась. Примерно так же он говорит гораздо позже на берегу Андуина: я пойду один в Минас Тирит, если не заслужил спутников своей помощью. Откуда возникает обида? Боромир ожидает от окружающих, что они разделят его точку зрения и примут то же решение, что и он. Он видит так, как будто бы они должны это сделать. Этого не происходит, и это порождает обиду.
читать дальшеВозвращаясь к Совету Элронда. Я сейчас гораздо лучше понимаю, в чём тут, собственно, мудрость. Элронд организовал событие, в котором участники из своих малых частей знания смогли собрать целостную историю того, что происходит в мире, а заодно почувствовать общность. Элронд не склонял никого ни к какому решению. Он лишь устроил всё так, что принятие взвешенного совместного решения стало возможным. Он организовал и упорядочил процесс. К слову, не только процесс самой беседы, но и подготовку к ней, потому что известно, что хорошо отдохнувшие сытые индивиды решают задачи гораздо лучше уставших и голодных 
Очень упорно все мудрейшие отказываются от Кольца. Один из аспектов силы и мудрости - это понимание своих ограничений. Сколь бы ни был человек могуществен, но у его возможностей есть границы. Боромир готов был взять Кольцо, потому что не знал пределов силы своего духа. Он верил, что не поддастся никакому злу, что это невозможно. Это упрямое невежество стоило ему жизни.
То есть смотрите, что произошло: у него была в голове картина мира, в которой все гондорцы, и он сам в особенности, бесконечно доблестны и стойки. Решение принести Кольцо в Минас-Тирит и использовать его было в этой картине совершенно логичным. А отказаться от этой картины мира он не мог. Отчасти, я думаю, потому, что в ней он черпал силу и стойкость, столь необходимые в противостоянии с Мордором, и отказ от неё привёл бы к утрате части этой силы. Кроме того, там же ещё была подоплёка, что на троне Минас Тирита сидит наместник, а не законный король. И для того, чтобы сохранить моральное право на трон, наместнику нужно быть лучше короля. Хотя это, я думаю, более актуально для Денетора, а для Боромира представление о собственной бесконечной стойкости и храбрости была основой личности, основой самоидентификации (что в принципе естественно для того, кто вырос и жил на войне). Личность стремится любым способом сохранить свою идентичность, разрушение идентичности равноценно смерти. Но эта картина мира не соответствовала реальности, и спустя некоторое время Боромир это узнал на личном опыте. Если бы вскорости после этого он не умер, у него, вероятно, случился бы жестокий внутренний личностный кризис, несмотря на тот факт, что всё же в итоге он смог побороть искушение - по крайней мере, в этот раз. Но я не думаю, что одного урока ему было бы достаточно.
Я так думаю, что самое первое неверное решение, которое Боромир принял, - это пойти вместо своего брата. Фарамир для этой миссии подходил куда лучше, и именно его собирался послать Денетор. Но Боромир решил, что раз брат его слабее (а слабее Боромира в его восприятии примерно все), то ему следует взять это задачу на себя.
И ещё раз про ограничения. Примечателен диалог Элронда и Гимли после того, как Элронд дал последнее напутствие Братству. Он оговорил особо, что спутники того, кто несёт Кольцо, не обязаны следовать за ним до конца. Гимли тогда заметил, что бросать спутников в беде как-то нехорошо ("faithless is he that says farewell when the road darkens"), а Элронд возразил, что не нужно заставлять давать обещания того, кто тьмы ещё не видел. Далее Гимли сказал, что клятва может дать силу дрогнувшему сердцу, а Элронд добавил: или сломить его.
Как видно отсюда, мудрые существа не требуют героизма и клятв, а создают условия для реализации свободной воли индивидов.
Кроме Фродо. Но даже ему Элронд не сказал - донеси Кольцо до Роковой горы. Ему предписывалось не выбрасывать Кольцо, не отнести врагу (причём, если я верно понимаю значение слова deliver в данном контектсте, это означало именно "не отнести", а не "не допустить, чтобы оно попало к врагу"), не давать никому его использовать, кроме членов Братства, и то лишь в случае крайней необходимости. Я бы сказала, что это некий минимум, в принципе посильный кольценосцу.
А самую поддерживающую фразу сказал Бильбо
Он сказал - жду от тебя полного отчёта, когда ты вернёшься, и не задерживайся. Это может выглядеть глупым. Но я не думаю, что он говорил так из глупости и легкомысленности. Я думаю, он отлично понимал степень опасности, и что Фродо может не вернуться. Но он давал Фродо то, за что можно держаться, в чём можно черпать силы: его ждут дома, и помимо великого квеста есть мирная жизнь, и она продолжится.
@темы:
Властелин Колец,
пространство метафор,
анализ книги